Допрос в налоговой инспекции
Допрос в налоговой инспекции: процедура вызова, привлечение свидетелей, последствия неявки
Вас
вызвали на допрос в налоговый орган. Что делать? Это опасно? Имеет ли
юридическую силу вызов на допрос по телефону? Кого в первую очередь
вызывают в качестве свидетелей? Можно ли избежать общения с
налоговиками? И что будет после допроса?
Ответы на эти вопросы постараюсь отразить в статье, состоящей из двух частей. Сегодня — первая часть.
Как должен быть оформлен вызов на допрос в налоговый орган?
Итак, что делать? Для начала — не паниковать. И определиться,
вызвали или все-таки не вызвали. Дело в том, что в отдельных случаях
представители налоговой инспекции приглашают потенциальных свидетелей на
допрос телефонным звонком, без направления им повестки. И это вполне
закономерно, ведь в положениях ст. 90 Налогового кодекса РФ (далее – НК
РФ) процедура вызова свидетеля на допрос не описана. Однако в письме ФНС
России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению
мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»
(далее — письмо ФНС России № АС-4-2/12837) отмечается, что свидетель
вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение)
налогового органа повесткой. В письме ФНС России № АС-4-2/12837
указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется
включать сведения:
о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе
свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для
осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут
быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для
проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
о месте проведения допроса.
Логично, что в отсутствие такой повестки вызов свидетеля на допрос
трудно признать состоявшимся. Поэтому если Вас настойчиво приглашают
посетить налоговый орган по телефону, Вы вправе такие просьбы
проигнорировать.
Кого могут вызвать на допрос?
Теоретически на допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию
рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов,
могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации,
заключения и исполнения различных сделок и т. д.
Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции
вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее
контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера
свидетелями могут оказаться и любые другие сотрудники проверяемой
организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие). По практике
на допрос могут быть вызваны руководители отделов по работе с
контрагентами, работники складов и транспортных служб организации. При
этом надо помнить, что есть две категории лиц, которые не могут быть
допрошены налоговым органом в качестве свидетеля. К ним относятся:
-лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или
психических недостатков не способны правильно воспринимать
обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Это общеправовой момент, поскольку аналогичное требование к свидетелям
выдвигает и уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное
законодательство;
-лица, которые получили информацию, необходимую для проведения
налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных
обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне
этих лиц: адвокат, аудитор.
Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и
допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям:
а) получить информацию (сведения), необходимую для налогового
контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей;
б) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к
профессиональной тайне этих лиц. НК РФ выделяет в качестве таких лиц
адвоката и аудитора, однако приведенный в ст. 90 НК РФ перечень не может
считаться закрытым, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального
закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» информация, полученная гражданами (физическими
лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или
организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности
(профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица
федеральными законами возложены обязанности по соблюдению
конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее
законодательство относит, в частности, следующие режимы:
-режим коммерческой тайны (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);
-режим врачебной тайны (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
-режим банковской тайны (ч. 2 ст. 857 ГК РФ);
-режим нотариальной тайны (ст. 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1);
-иные сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа.
Можно ли отказаться (или что будет, если я не приду)?
С точки зрения п. 3 ст. 90 НК РФ отказаться от дачи показаний
физическое лицо может только по основаниям, предусмотренным российским
законодательством. Что можно отнести к таким основаниям?
Прежде всего, положения ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с
которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего
супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным
законом. Таким законом является Семейный кодекс РФ, который в ст. 14
определяет в качестве близких родственников — родственников по прямой
восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушки, бабушки и
внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья
и сестры.
Российское законодательство содержит и дополнительные (но при этом и
весьма экзотические) основания для отказа свидетеля от дачи
свидетельских показаний. К таким основаниям относится, например,
предусмотренное п. 4 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ
право отказаться от дачи свидетельских показаний депутатам
законодательных органов — в отношении сведений, ставших им известными в
связи с исполнением депутатских полномочий; Уполномоченному по правам
человека в Российской Федерации — в отношении сведений, ставших ему
известными в связи с выполнением своих обязанностей; Уполномоченному при
Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей,
уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской
Федерации — в отношении сведений, ставших им известными в связи с
выполнением своих обязанностей. Вряд ли эти возможности применимы в
ситуации мероприятий налогового контроля в отношении конкретного
налогоплательщика, однако, упомянуть о них было необходимо.
Получая повестку, «потенциальный» (но еще не «будущий») свидетель
чаще всего задается вопросом: что со мной случится, если я не приду? В
соответствии со ст. 128 НК РФ в случае неявки либо уклонения от явки по
неуважительным причинам лица, вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве свидетеля, лицо может быть привлечено к
ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. Неправомерный отказ
свидетеля от дачи показаний (то есть вы явились в налоговый орган, но на
вопросы отвечать отказались), а равно дача заведомо ложных показаний
влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
Стоит отметить, что налоговая ответственность при этом будет
наступать каждый раз при каждой неявке на допрос в рамках одного и того
же налогового правонарушения (постановления Третьего арбитражного
апелляционного суда от 02.12.2011 по делу № А74-1519/2011, ФАС
Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).
Источник: Регфорум
Екатерина Болдинова - налоговый юрист