Внимание: ФНС по-новому выявит налоговые нарушения
Почему ФНС изменила методику
Нижестоящие инспекции часто делают выводы о недостоверности первичных документов, опираясь лишь на допросы руководителей контрагентов или на результаты проведенных почерковедческих экспертиз. При этом контролирующие органы на основании таких «порочных» первичных документов не оценивают реальность заключаемых сделок. В последнее время этот излюбленный довод контролеров для начисления налога не работает: суд встает на сторону компаний из‑за формального подхода проверяющих к сбору доказательств.
Пример
Новые рекомендации усложнят налогоплательщикам возможность доказать свою добросовестность. Изменения действуют всего четыре месяца, суды оценивают их неоднозначно.
Пример
Что изменилось: выбор контрагента
- условия сделки и ее коммерческую привлекательность;
- деловую репутацию, платежеспособность контрагента;
- риск неисполнения обязательств со стороны контрагента;
- ресурсы потенциального контрагента компании (производственные мощности предприятия, оборудование, персонал), а также соответствующий опыт.
Совет. Компания обязана убедиться не только в благонадежности потенциального партнера, но и в реальной возможности исполнить сделку. Разработайте систему оценки рисков при выборе контрагента и следуйте ее положениям. Рекомендую ориентироваться на параметры, которые выделяет налоговая служба: условия заключения сделки, деловая репутация, фактическая возможность исполнить сделку.
Что изменилось: хранение документов
Формальный подход к выявлению необоснованных выгод меняется на «налоговый due diligence». Инспекторы могут запросить доказательства, что компания правомерно получила налоговую выгоду по сделке с выбранным контрагентом. Чтобы не возникало вопросов, ФНС рекомендует налогоплательщикам предоставлять необходимые материалы по каждой спорной сделке:
- документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
- источник информации о контрагенте — сайт, рекламные материалы, предложение о сотрудничестве, данные о ранее выполненных работах контрагента;
- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров, работ или услуг;
- документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента;
- деловую переписку.
Открытыми остались вопросы, как долго и в какой форме хранить результаты мониторинга контрагента, нужно ли заново оценивать риски для сделок с «давно знакомыми» контрагентами. Такая неопределенность может привести к злоупотреблениям со стороны налоговиков, ведь принимать доказательства они будут по своему усмотрению.
Совет. «Ненужные» на первый взгляд документы могут стать хорошим подспорьем в случае претензий налоговиков. Рекомендую хранить переписку, коммерческие предложения, протоколы совещаний и иные документы, которые сопровождали процесс заключения сделки, не менее трех лет. Формализуйте процесс отбора компаний, с которыми планируете заключить сделку.
Что изменилось: налоговые риски из‑за контрагента
При изучении спорной сделки налоговиков насторожит отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента и копии документа, удостоверяющего его личность. Также инспекторы могут попросить подтверждение личных контактов руководства компаний при обсуждении контрактных условий и подписании договоров. Вы должны располагать информацией о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей. Зафиксируйте, как Вы получили сведения о контрагенте для первого контакта, например через рекламу в СМИ.
Совет. Откажитесь или минимизируйте сделки с аффилированными компаниями и ИП.
Как подвердить осмотрительность при выборе контрагента
Что захотят узнать налоговики | Чем подтвердить |
---|---|
Общались ли Вы с руководством контрагента при обсуждении условий сделки |
|
Есть ли у руководителя контрагента полномочия заключать сделку |
|
Знаете ли Вы, где находится офис, склады, производство и прочие объекты контрагента |
|
Как Вы узнали о контрагенте |
|
Как Вы обсуждали условия сделки |
|
Как Вы выяснили, что контрагент предлагает рыночные условия сделки |
|
Как Вы узнали, что контрагент в состоянии выполнить условия сделки |
|
Людмила Лукьянова, Адвокат компании Forward Legal, Москва